Адрес: Москва, ЮАО, метро Варшавская (Севастопольская, Каховская) Чонгарский б-р д.12, школа № 551

Школа (секция) ушу и карате для детей в Москве ЮАО (Южный округ) на Чонгарском бульваре, рядом с метро Варшавская, Каховская (Севастопольская), Чертановская

Шаолиньское ушу

posted by Bernodot @ 18:35 ПП
7 Декабрь 2008

Шаолиньское ушу, шаолиньцюань, — так называют искусство ведения боя, как рукопашного, так и с применением оружия, которое зародилось и развивалось в монастыре Суншань Шаолинь. Полное название «Шаолинь-сы цюань-шу».

История монастыря Шаолинь, расположенного на горе Суншань в провинции Хэнань, обросла таким количеством вымыслов и легенд, что даже в Китае многие воспринимают Шаолинь лишь через призму этих мифов. Что уж говорить о европейцах!

Впрочем, и сам монастырь, и развитое в его стенах ушу шаолиньцюань, заслуживают внимания и безо всяких домыслов. Действительность настолько интересна сама по себе, что нет нужды приукрашать её легендами.

«Все боевые искусства Поднебесной происходят из Шаолиньского монастыря»

В этой старой китайской поговорке уже заложена неточность. Эта неточность вполне простительна, если взять во внимание значимость вклада монахов из Шаолинь в развитие ушу.
Шаолиньские монахи оказали неоценимую услугу первому из императоров династии Танг (618-907 г.), помогли повергнуть его злейшего врага Ванг Ши-Чунга. С этого времени началась слава монастыря Шаолинь на горе Суншань. Слова «Шаолинь» и «ушу» становятся едва ли не синонимами.

На самом деле монастыри, в том числе и Шаолинь, были образованы уже в те времена, когда ушу переживало не становление, а бурный расцвет. Монастыри оказались идеальным местом для практики ушу. Пришедший в Китай буддизм привнёс в ушу стройность, стали намечаться основные школы и направления. Простой народ немного побаивался и сильно уважал бойцов-монахов. Особым уважением пользовались монахи из монастыря Шаолинь.

В те времена, X-XI вв., по дорогам Китая бродило немало монахов, которые зарабатывали на жизнь тем, что давали уроки ушу. Находились и фальшивые монахи, такие, кто надевал монашеское одеяние, и, неплохо владея ушу, выдавал себя за усэна. Монахи из других, менее знаменитых монастырей, нередко выдавали себя за выходцев из Шаолинь, что само по себе повышало их ценность как учителей. А фальшивые усэны все, как один, были шаолиньцами!

Если уже тогда Шаолинь был поводом для мистификаций, то вполне объясним современный ореол легенд, окутывающий шаолиньское ушу.

Хотя монастырь Шаолинь и не был колыбелью ушу, но вклад монастыря в развитие, совершенствование и систематизацию народных направлений ушу невозможно переоценить. Результатом стало появление шаолиньцюань.

Первые упоминания об участии шаолиньских монахов в поединках встречаются в хрониках XV-XVI вв. Известно описание схватки отряда шаолиньских монахов (в котором в действительности всего двое были из Шаолинь) с японскими пиратами.
Вооружённые только посохами монахи вступили в сражение с пиратами, у которых были мечи, копья, луки и арбалеты. Превосходство в вооружении не помогло пиратам, они были разбиты и обращены в бегство.

Вне монастырей в это время возникало множество сообществ по изучению ушу. Во время народных праздников популярны были ритуальные поединки. Ушу становилось неотъемлемой частью национальной культуры.

1206-1368 годы были временем правления монгольской династии Юань. Ушу подверглось преследованиям, и боевые искусства были вынуждены замкнуться в сети тайных школ. Для Китая это был период непрерывной борьбы с завоевателями. Шаолиньские монахи оказывали помощь повстанцам, многие из них погибли. Монастырь Шаолинь был сожжён и разрушен.
Этот период также послужил появлению немалого количества мифов, ведь всё тайное и недоступное всегда вызывает особый интерес.

После 1368 года, когда на престоле восстановились китайские правители, династия Мин, ушу вышло из опалы. Монастырь был восстановлен и быстро набрал силу и славу.
В это время создаются трактаты по ушу, возникают новые стили, совершенствуется и модернизируется оружие.
Время правления династии Мин для шаолиньцюань было временем совершенствования и развития.

Тому, кто всерьёз интересуется историей ушу, стоит внимательнее изучить историю монастыря Шаолинь. Мирные периоды сменялись в Китае периодами войн и восстаний, шаолиньские монахи не оставались в стороне от разворачивавшихся в стране событий. Сколько бы легенд и мифов не окружало монастырь Шаолинь, слава его, несомненно, заслужена, а значение в развитии ушу — неоценимо.

Tags:

Leave a Reply